Леонтьев:
  "Функционально грамотный человек — это человек,
который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений"

 

   Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.Начальное звено образования — фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

 

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни?
Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
Математическая грамотность?? Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты?
Финансовая грамотность?? Cовокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни
Креативное мышление? Cпособность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения
Глобальные компетенции Cочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем??

 

 Нормативная документация

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (актуальная редакция)
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
  • Письмо Минпросвещения России №03-1510 от 14.09.21 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

  • ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
  • СИПКРО
  • Издательство «Просвещение»
  • Банк тестов
  • Московский центр качества образования
  • Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

 

Банки заданий по функциональной грамотности: 

  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы  https://fg.resh.edu.ru/ 
  • Электронный банк заданий по финансовой грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ 
  • Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания 
  • Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php 
  • Открытые задания PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 
  • Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 
  • Примеры https://drive.google.com/file/d/1Zmd4LUBbX37bAArQRSagncE7oulmGXVq/view 

 

Методические материалы

  • Видео_Математическая грамотность особенности формирования и диагностики_ИРО
  • Видео_Преподавание финансовой грамотности в общеобразовательной организации в контексте обновленных ФГОС
  • Инструменты формирования функциональной грамотности в начальной школе. Приёмы работы на уроке
  • Видео "Марафон функциональной грамотности. Диалог: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам ФГ".
  • Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» 

 

 

    КВД "Функциональная грамотность"